советские марки - Возрастающий с каждым годом интерес на редкие советские марки опровергает все финансовые прогнозы. По всей видимости долгожданный выход из филателистического кризиса, в котором долгое время пребывала наша страна, наконец-то настал.
Безграничные возможности! Реальные перспективы!
Инвестиции в марки на первый взгляд могут показаться лишенными логики и весьма рискованными. Критерии оценки марок в значительной степени носят субъективный характер. Stanley Gibbols несколько лет назад решила навести порядок и составила своего рода биржевой индекс, отслеживающий колебания цен на сто самых популярных марок в мире. По словам финдиректора компании Майка Холла, в этот список не входят самые дорогие в мире марки, цены на которые могут достигать нескольких тысяч фунтов, чьи владельцы известны по именам, а передвижения из коллекции в коллекцию крайне редки.
В этот топ-100 самых востребованных покупателями знаков почтовой оплаты входят первая в мире марка, британский «черный пенни», синий трехпенсовик с королевой Викторией, серия Фолклендских островов 1933 года, гонконгская марка 1891 года, выпущенная к юбилею царствования Виктории и американский десятицентовик 1847 года. Ни одной русской марки в индексе пока нет. За последние пять лет ценность верхней десятки списка выросла на 71%, а сам индекс поднялся в 2003 году на 15%. Рынка марок не коснулся обвал котировок на биржах мира 2000-2001 годов, азиатский кризис 1997-1998 годов, крах рынка недвижимости начала 1990-х.
В чем причины «непотопляемости» и постоянного удорожания марок? У экономистов есть целая теория на этот счет. По их мнению, кредитные деньги, сегодня, рекордно дешевы и наводняют мир в избытке. В давние времена это вызвало бы рост цен на потребительские товары и услуги, что съело бы избыток денег. Однако развивающиеся страны (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия) дали возможность производить почти все относительно дешево, а развитие информационных технологий не дает подняться ценам на услуги. В результате дорожает все то, что трудолюбивые китайцы произвести не могут: дома, живопись, антиквариат. И, разумеется, старые марки.
Филателия - это высокомобильный, позволяющий избегать лишнего внимания способ вложения капитала, с постоянным ростом абсолютной стоимости. Последние четверть века цены на марки неуклонно растут, а, предложение на рынке старых марок не увеличивается. В мире 30 миллионов коллекционеров, которые обеспечивают ликвидность рынку и ежегодный оборот марок в мире на 10 миллиардов долларов.
Инвестирование в маленькие клочки бумаги с зубчиками, имеет неоспоримые преимущества: в пересчете на вес они самый ценный товар в мире; цены на них неуклонно растут. То, что вкладывать деньги можно не только в антиквариат, давно знают филателисты во всем мире. Самые дальновидные из них, скупают русские и советские марки: судя по результатам аукционов, именно они имеют самый большой рыночный потенциал. С точки зрения экономиста, пивные пробки, открытки и спичечные этикетки в принципе ничем не хуже марок. Но это в принципе. Главные преимущества филателии основываются на количестве коллекционеров в мире, содержательности материала, глубине исследований и каталогизации, силе традиций. К тому же, в условиях современной России вложить $20 в пятирублевую марку с Николаем II, 1913 года имеет больший смысл, чем приобретать акции НК ЮКОС. Ну, и все-таки Британский музей собирает марки, а не банки из-под колы:)
Преимущества инвестирования в марки
Почтовые марки - прекрасная и законная возможность перевозки капиталов. Редкие почтовые марки представляют собой средство, обеспечивающее необходимую подвижность капиталу. История филателии знает огромное количество примеров, когда марки использовались исключительно для этих целей. В дополнение к своей портативности - редкие марки не так хорошо узнаваемы большинством представителей таможенных и иммиграционных властей. И даже на виду - их ценность незаметна для неспециалиста. Однако купить марки легко, а быстро продать хотя бы по той же цене практически невозможно. Поэтому главным всегда должен быть принцип интереса и удовольствия. Если вы тратите на это деньги, нужно отдавать себе отчет, что это все-таки хобби.
Особенности инвестирования в марки
Марка сама по себе не имеет никакой ценности – это просто очень маленький цветной кусочек бумажки. Марка имеет ценность только потому, что кто-то другой хочет ее иметь и готов за нее заплатить деньги. Поэтому цены на марки зависят от перемен в экономике, моде, настроениях людей и т. д.
Специалисты по инвестированиям советуют не забывать о вторичности вложений в марки: «Не надо вкладывать в них десятки тысяч фунтов, пока у вас нет дома, страховки жизни и пенсионного плана». Однако, когда первичные потребности удовлетворены, разумность инвестирования в марки очевидна.
Будьте аккуратны при покупке филателистических материалов узкой направленности, к примеру редких конвертов, стоимость которых превышает 5000 фунтов стерлингов.
Рынок подобных конвертов довольно узок и Вам будет трудно найти покупателя, который заплатит более высокую сумму. При этом в любой момент времени тысячи коллекционеров во всем мире готовы приобрести полные серии негашеных марок британских колоний времен Виктории, Эдуарда VII, Георга V и Георга VI.
Чем старше и дороже филателистический материал, тем большее внимание коллекционеры уделяют его состоянию. Яркость красок, центровка марок, перфорация, степень сохранности клеевого слоя - совокупность этих факторов сильно влияет на стоимость марок.
Особенности российского рынка филателии
По мнению экспертов, сегодня в России есть все, что нужно для успешного бизнеса на филателии: богатеющий средний класс и высокий уровень образования потенциальных клиентов. Плюс давние филателистические традиции. Плюс мода. Именно в секторе русских и советских марок сегодня происходят чудеса.
Первая русская марка появилась 10 декабря 1857 года. Коричневый прямоугольник с имперским орлом по центру на синем овале, без зубцов, с водяным знаком и без почтового штемпеля американский каталог Scott (самый популярный среди коллекционеров) оценивает в $12 500. В зависимости от состояния и вида гашения цена может колебаться от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Несколько дореволюционных марок с ошибками печати (перевернутые орлы, смещенные цвета) и недостатками перфорации также стоят не дешевле хорошего подержанного автомобиля.
По числу дорогих и редких марок СССР чемпионом следует признать десятилетие 1926-1936. Именно оттуда родом полная тайн и легенд история марки «Леваневский с надпечаткой» (дошедшая даже до литературы: инопланетяне в одном из рассказов Кира Булычева изготавливают «молекулярную» копию марки к вящей радости героя-коллекционера). В 1935 году вышла серия марок, посвященных первым героям СССР челюскинцам и вызволявшим их изо льдов Арктики летчикам. В этот период печатается 35-копеечная марка «летчик Леваневский», которую, по слухам, дарил Сталин страстному коллекционеру Рузвельту на день рождения во время войны. Сегодня Scott оценивает эту марку в $20 000, советские каталоги ставили в графе цены стыдливый прочерк, а более поздние российские ограничивались эвфемизмом «цена договорная».
За последние два года цены на советские марки 1920-1940 годов выросли почти в полтора раза, если судить по аукционам, и продолжают расти, хотя каталоги пока не готовы это отражать. При этом в самой России цены на них еще выше. Впервые за всю нашу историю (если не считать многочисленных коллекций, вывезенных в качестве трофеев из Европы в конце войны) марки не вывозятся (с чем неукоснительно боролись поколения таможенников), а ввозятся. Объяснить диспропорцию цен можно тем, что доступ коллекционеров и собирателей к западным аукционам весьма ограничен. Большинство российских пластиковых карт не позволяет расплачиваться в сети (для участия в Интернет-аукционах карта необходима), а доверить российской почте доставку лота ценой в несколько сотен долларов может только очень отчаянный человек. Кроме того, таможенное законодательство в отношении марок весьма туманно, и легальный ввоз (или доставка по почте) марок в Россию сопряжен со всякими трудностями (многие западные продавцы марок просто отказываются разговаривать с покупателем, если он хочет получить их в России).
Так что, похоже, как только проблемы карточек, почты и законов будут решены, на западный рынок хлынет новая волна покупателей. Что неминуемо должно привести к еще большому росту цен. Живущий в Нью-Йорке Андрей Фарберов объясняет ценовые волны социально-историческими причинами: «В советские годы коллекционирование марок было одним из способов дозволенного социального эскапизма городской интеллигенции. Многие уехали, и им, как и тем, кто остался в России, 10 лет назад было не до марок. Постепенно большинство из них становится на ноги и в России, и в эмиграции и возвращается к старому увлечению».
Перспективы инвестиций в марки
Главный риск инвестиций в марки демографический. Сегодня в Англии средний возраст филателиста 65 лет. Российский среднестатистический коллекционер, судя по всему, несколько моложе, но и он неотвратимо стареет. Это объясняется тем, что вкладывать время и деньги в марки чаще всего человек готов, когда основные текущие проблемы жизни уже решены. Вместе с тем опасность того, что филателисты просто вымрут, становится все реальнее. Повод для оптимизма увеличение среднего возраста на планете и улучшение пенсионного обеспечения. У коллекционеров-пенсионеров может оказаться больше денег и времени на свое хобби. А значит, можно надеяться, что и рынок не утратит ликвидности.
www.filatelist.ufaexpo.ru